Rainbow Six появилась на компьютерах в 1998 году как помесь стратегии с шутером от первого лица. Она была (и остается) чуть ли не единственным боевиком, где требуется сначала спланировать действия, а потом пытаться претворить свой план в жизнь. И сейчас, когда приверженцы PC боготворят сравнительно недавно вышедшую Rainbow Six: Raven Shield, на консолях появляется игра со знакомым названием Rainbow Six 3. Разница в названии не случайна, перед нами игры-близнецы, разлученные в младенчестве: похожие внешне, на поверку они оказываются совершенно разными.
«Год две тысячи седьмой. Мир стоит на грани ужасного катаклизма», – вещает официальный сайт, подкрепляя грозные слова историей о том, как террористы тщатся сорвать поставки нефти в США. Сюжет, как водится, «одобрен Томом Клэнси или его представителями», и не балует неожиданными поворотами, но кое-как связывает миссии в одну миниатюрную войну. И если Raven Shield – серия почти что стратегических операций без подробного обоснования их глубинного смысла, то Rainbow Six 3 – шутер, медленно спускающий «наших» героев по течению сюжетной линии. Кстати о последней, обязательно навестите упомянутый официальный сайт и посмотрите в разделе Media мини-комикс о спецназовцах. Сделано в Penny Arcade, не пропустите!
Главная роль в Rainbow Six 3 отдана Дингу Чавезу, неуязвимому герою всех игр про радужную шестерку. Перед заданием команду инструктирует другой известный персонаж, Джон Кларк, а остальные трое молодцев – Дитер Вебер (немец), Эдди Прайс (англичанин), Луи Луазель (француз) – взяты словно из бородатых анекдотов. Игра старается придать каждому бойцу
индивидуальность, сделать так, чтобы вы переживали за него и вздрагивали от выстрелов, звучащих в любой части уровня. Иногда это получается, иногда шутки не вполне удачны. Дитер, умница моя, научись говорить «энд» вместо «унд», по-хорошему прошу. Но, например, паникерские рапорты о смерти товарищей удались на славу. «Они убили Эдди!» – из ниоткуда поднимается волна правильной, драматичной музыки, и тебе уже хочется лично четвертовать всех оставшихся террористов. Только Эдди не умирает. Уже в следующей серии нашей мелодрамы погибшие на поле боя как ни в чем не бывало возвращается в строй, и проиграть можно, только угробив главного героя, Динга. Честно говоря, у меня он не пережил даже первую миссию Raven Shield.
В Rainbow Six 3 появился сюжет, но зато исчезла из игры система тактического планирования Raven Shield. Все уровни в консольной версии строго прямолинейны. По привычке тыкаясь в дома в первой же, «снежной» миссии, обнаруживаешь, что двери нарисованы на стенах и не проявляют ни малейшего желания открываться. Незапертые попадаются очень редко – в тупиках, когда идти больше некуда, поэтому и пропустить нужный проход нельзя. В Rainbow Six 3 даже меньше свободы, чем в недавней SWAT: Global Strike Team. Там хотя бы часто приходилось возвращаться, искать окольные пути, а Rainbow Six 3 придерживается уж совсем попсово-развлекательной идеологии. В довершение всех бед уровни разделены на части, загружающиеся отдельно. Соответственно, и вернуться из второй в первую никак нельзя. Все лишние двери закрыты, все нужные – на виду. Доходит до смешного: освободив заложника, вы видите, как открывается бутафорская дверь, и из нового коридора выбегают террористы с автоматами. Стыд и позор, в Raven Shield о таком невозможно даже помыслить.