Obsidian Entertainment уже доказывали, что умеют делать игры: вспомним сделанную с душой K.O.T.O.R. II, но погубленную жадностью LucasArts. Ее резали по живому и, несмотря на это получился вполне достойный продукт: неплохой сюжет, проработанность диалогов и внутрипартийные отношения доказывали, что выходцы из Black Isle Studios подарившие нам в свое время Fallout, достойны продолжать дело BioWare.
* * *
К сожалению Obsidian не придумала ничего лучшего, чем поместить в сюжет сиквела чуть ли не все известные игровой индустрии штампы. Мне вряд ли получится удивить вас, если я скажу что вы – избранный, что ваше большое путешествие начнется с погрома родного селения и тем более, если вы узнаете, что вам предначертано предотвратить создание целой армии нежити, о которой еще никто ничего не знает. Досадно, что разработчики решили пойти по стопам оригинала и не пожелали следовать примеру двух последующих адд-онов, удививших нас действительно впечатляющими историями.
Сразу хочу заметить, что по большому счету со времен первой части игровой процесс нисколько не изменился, и если не брать в расчет новую графику, то первая и вторая часть игры похожи как две капли воды. Разработчики настолько увлеклись копированием идей оригинала, что даже не пожелали менять его интерфейс, они просто перенесли его в сиквел. Так что от чувства дежа-вю, периодически обостряющегося в процессе прохождения, никуда не деться.
* * *
Традиционно по мере развертывания событий главный герой сможет набрать себе спутников, которые помогут ему справится с дальнейшими трудностями. Но вот проблема – из игры в игру количество помощников, которых вы можете взять в дорогу, неуклонно росло и в сиквеле оно уже достигло трех. Сделать это было не трудно, гораздо сложней позаботиться о достойном ИИ, и как раз в этом пункте у Obsidian наблюдается полный провал.
И если в оригинале и двух дополнениях можно было просто раздавать команды вручную, то сейчас это, мягко говоря, напрягает. Как только начинается бой, ваши напарники разбегаются кто куда – они и понятия не имеют о фокусировке урона. Этот недостаток можно было бы исправить позаботься разработчики о такой примитивной опции как «атаковать мою цель», но, увы, приходится терпеть. Бойцы забывают применять некоторые умения, друиды упрямо не пользуются магией и проводят все сражение в зверином облике, маги читают заклинания массового поражения против одной единственной цели или накладывают на себя в бою примитивные защитные, тратя драгоценное время впустую, в общем, полный бедлам.
Из сложившегося положения существует несколько выходов. Можно не обращать внимания на весь этот беспорядок, до тех пор, пока на вашем пути не повстречается достойный противник или заняться рутинной и воспользоваться «ручным» управлением, только учтите – время, которое потребуется потратить на рядовое сражение увеличится в несколько раз. В дополнение к этому можно брать с собой только те классы, которые наименее подвержены синдрому отупения, остальные пусть отдыхают в таверне. Кстати, как правило, это будут воины – умений то поменьше, так что запутаться в них кремниевому болвану будет тяжелей.
Правда сказать, что со спутниками связаны только негативные впечатления, значит, как минимум соврать. Навыки, приобретенные во Вселенной Лукаса, дают о себе знать по полной. Напарники имеют свою историю, взгляды на жизнь, ценности и характер, одним словом настоящие живые люди. Довольно много диалогов не обойдется без их участия и тогда вам ничего не останется, как слукавить (если ваша точка зрения не совпадает с мнением напарника) и получить желанные очки влияния, или наоборот – высказаться и вложить еще один кирпич в стену между вами и не согласным союзником. Ваши спутники далеко не единодушны в своем мнении, что приведет к различного рода спорам и перепалкам. Если вы не из тех, кто предпочитает промолчать, придется сделать выбор в пользу только одного из них, соответственно навредив отношениям с другим. Кстати, какую вы бы сторону (добро или зло) не предпочли, вы все равно будете встречать одних и тех же напарников, и даже если их убеждения будут противоположны вашим, они сочтут за честь вступить в ваш отряд и только потом начнут таить обиду на непонравившиеся им действия.
Квесты и сюжет вещи сами по себе тесно связанные, поэтому все, что осталось добавить по их содержанию — ничего особенного они собой не представляют, им и не снилось то разнообразие и оригинальность Gothic 3. Вызывают удивление и маленькие размеры вознаграждения, даже если выбивать его из заказчиков методами последнего негодяя.
Зато тесно связанный с заданиями отыгрыш никуда не делся, воистину драгоценный элемент, ведь на сегодня почти не осталось RPG, в которых ваш персонаж нес бы полную ответственность за свои слова и поступки. Хотя со времен оригинала в этом плане ничего не изменилось, новичкам, еще только начинающим осваиваться в Фаэруне, и не особо дружащим с памятью (а такое к моему удивлению встречается) стоить посвятить следующему абзацу особое внимание.
В начале игры вам придется выбрать одно из девяти доступных мировоззрений. Причем следует учесть, что жестко ограниченные в этом плане классы будут наиболее тяжелыми для освоения. Выбрали принципиального паладина – извольте разить отродий зла без пощады и не требовать за это благодарности, хотите стать повелителем нежити – извините, но в добрых некромантов Перумова здесь не верят, так что придется обратиться ко злу. Несколько непродуманных шагов может привести к смещению равновесия и тогда дальнейшее продвижение в определенных классах может быть закрыто, придется либо выбирать другой класс, либо попытаться снова доказать свою лояльность силам, которые вы уже однажды предали. Если вам не по душе такие заморочки выход прост – берите класс, не ограничивающий взгляды персонажа, и все будет как нельзя лучше.
Развивая тему нельзя не заметить, что отдельные моменты, касающиеся мировоззрения наших спутников, носят довольно спорный характер. Разве можно назвать дварфа Келгара добрым, если в своей фанатичной увлеченности драками он осмелился поднять руку на монахов Тира? И какое отношение к нейтральному мировоззрению имеет вор Нишка, посвятившая свою жизнь поискам наживы?
* * *
Движок игры отлично справляется со своей задачей, невиданное сочетание пасторальности и технологий последнего поколения смотрятся на удивление хорошо. Другими словами не стоит ждать от Neverwinter Nights II безупречной солидности TES IV Oblivion, графическое оформление больше напоминает усовершенствованный Fable, что и говорить — настоящий сказочный мир, царство мягких теней, изумительной красоты деревьев и вездусущего параллакс-мэппинга. Особое внимание заслужили спецэффекты: чего только стоят пропитанные тьмой инвокации варлока или настоящий огненный ад, вызванный попаданием в цель фаербола.
Когда чувство эйфории немного теряет свою силу, глаза поневоле замечают признаки халтурки: капюшоны, выглядящие как уродливый фиолетовый парик, неестественно длинные тени, немного дерганая анимация, но, в общем, ничего серьезного. Дизайн уровней тоже остался не прежнем уровне, может быть всему виной привычный поклонникам серии изометрический вид? Вызывает удивление и то, что склад оружия местной банды по площади может сойти за аэродром, а в ничем не выдающемся сельском домике может запросто оказаться с десяток просторных комнат.
* * *
Музыка — верный друг в длинном приключении, но только если в нее вложена душа, в случае с Neverwinter Nights II это обычный дежурный саундтрек, исключения есть, но они столь редки, что даже не успевают запомниться. Часть звуков была перенесена из оригинала, оно и неудивительно, когда абсолютно все в игре напоминает первую часть (и это не так уж плохо), тяжело не быть последовательным. Озвучка персонажей неплоха, хотя временами ей не хватает выразительности. Продолжим наше обсуждение с краткого сравнения трех полноценных ролевых игр, вышедших в этом году: к Neverwinter Nights II добавим Gothic 3. и TES IV Oblivion. Все они обладают совершенно разными типами игрового процесса, но выбрать лидера довольно тяжело, у геймплея каждого проекта есть как сильные, так и слабые стороны, настоящий любитель RPG должен попробовать их все. В плане графики наблюдается похожая картина — отдать кому-либо пальму первенства довольно тяжело, но по части звукового оформления творение Obsidian Entertainment откровенный аутсайдер, нехорошо.
Графика: 9/10
Звук и музыка: 7/10
Игровой процесс: 8/10
Итого: 8/10
Впечатление: Не так давно вывод за нас сделала SEGA — Obsidian Entertainment отправляется создавать ролевую игру во вселенной «Чужих», не это ли лишнее подтверждение тому, что эти парни заслужили выйти из-под крыла BioWare, благо RPG делать они умеют.