Как вы могли уже заметить, First Battalion относится к вымирающему жанру танковых аркад, вымирающего естественно, за ненадобностью. Одна из причин, по которой аркады пользовались популярностью с десяток-другой лет назад была общая склонность игр к простоте. Действительно, тогдашний этап игровой и технической эволюции во всю благоприятствовал развитию жанра. Но время шло, технический прогресс не стоял на месте, дав возможность развивающимся жанрам сбросить оковы простоты и предложить игроку более разнообразный и эстетичный геймплей. Постепенно вытеснив аркады с рынка, конкуренты оставили им только офисные ПК да пыльные консоли. По сути, First Battalion – это попытка оживить забытый жанр. Удалась она или нет, расскажут несколько следующих абзацев.
Игра начинается с документальных отрывков довольно неплохого качества, во время просмотра которых голос диктора расскажет нам о некоторых интересных подробностях Второй мировой войны, а также о расстановке сил на момент начала миссии. В частности игроку напомнят что такое «блицкриг», или каково было немцам зимой 1943-его. Во время загрузки уровня вам тоже не дадут заскучать: вы сможете ознакомиться с дневниками экипажа танка и их размышлениями по поводу хода боевых действий, своей судьбы и судьбы товарищей, а также довоенными воспоминаниями. На последней странице желающие смогут прочесть краткую историческую справку о танке, за рулем которого они проведут весь следующий уровень. В целом эта идея оставляет только благоприятные впечатление: если бы не одно «но»: что симулятору хорошо, то аркаде зло – последующий игровой процесс поневоле убьет серьезное восприятие подобных вещей.
Нечасто игры по Второй мировой начинаются с 1 сентября 1939 года – именно в этот день Германия начала разгром Польши. Как вы уже догадались, First Battalion стал приятным исключением, этот уровень, как по сюжету, так и по игре, станет для нас обучением, во время которого довольно быстро начинаешь представлять ту самую простоту игрового процесса: знай себе едь по дороге да лениво закликивай мышкой появляющихся врагов. Одной кнопкой – танки (стрельба снарядами), другой – пехоту (пулемет). Причем снарядов в нашу машину может влезть от пятидесяти до ста, а боезапас пулемета и вовсе бесконечный, темп стрельбы ограничен перегревом. Из других элементов реализма были также замечены: медленное поворачивание башни да малая скорость заднего хода. Никаких проблем, связанных с предугадыванием траектории полета снаряда не предвидится – она минимально отличается от прямой. Так что ваша стрельба может осложниться лишь формой ландшафта, на котором находится ваш танк, как никак стрелять по врагу, если дуло смотрит в небо или землю, довольно проблематично.
Говоря о системе повреждений, стоит сказать, что ваш гусеничный друг способен выдержать добрых два десятка попаданий (прежде чем ему сорвет башню так не вовремя подлетевшим снарядом) чего не скажешь про вражеские танки – они разлетаются на части в среднем от двух ваших выстрелов. Пехота, больше похожая на муравьев, и вовсе не на что не способна кроме как дружно разлететься по углам от взрывной волны или падать штабелями на землю под огнем вашего пулемета. Впрочем, это не мешает ей время от времени издавать странные звуки, которые по задумке разработчиков должны сойти за предсмертную агонию. Промелькнувшие выше зачатки реализма жмутся по углам при виде ремонтных и артиллерийских центров – они за считанные секунды способны привести вашу боевую машину в идеальное состояние и полностью пополнить боезапас.
Иногда к вам в командование могут попасть два-три танка, которым вы сможете отдать несколько простейших приказов. Стоит заметить, что в такие моменты нужно попытаться сохранить все вашу команду до конца уровня, иначе его прохождение может стать или нестерпимо длинным или нестерпимо тяжелым. Кроме собратьев по гусеницам и башне иногда вы сможете отдавать приказы авиации, после чего от помеченного красным сигнальным дымом места останутся лишь дымящиеся остовы зданий.
Миссии трех кампаний не радуют разнообразием. В основном это привычные любому геймеру захват или удержание местности, а также уничтожение вражеских конвоев или стратегически важных объектов вроде «тракторной», что в переводе с албанского на русский должно означать тракторный завод. Кроме того, для увеличения игровых часов разработчики даже не погнушались использовать один и тот же уровень в немецкой и советской кампании. Скорей всего вы уже догадались, но все же — Сталинград.
Несмотря на то, что география войны довольно обширна, дизайн уровней скромен до убогости. По сути, Россия и Польша отличаются только цветом (зима обязывает) да деревьями (ели вне конкуренции). Все остальное идентично: дома, мосты, доты, пулеметные гнезда, пехота, поезда, здания – список довольно обширный. Найти десять отличий между двумя другими уровнями довольно тяжело. Единственные модели, которые будут различаться между собой – это, конечно же, танки, их в игре представлено довольно много. Все они к чести разработчиков проработаны довольно неплохо, оно и логично, ведь почти на каждом вам предстоит поездить. Правда радость от перемены танка имеет свойство резко испаряться, как только понимаешь, что эти самые различия ограничиваются лишь визуальным рядом.
Раз уж речь зашла о графике, то нельзя не отметить неплохую реализацию спецэффектов: взрывы и дым порой выглядят просто отлично. Мутные текстуры земли довольно удачно маскируются порослями травы, а небо постоянно прячется за густыми облаками. Отображение водных поверхностей выполнено посредственно, а тени и вовсе отсутствуют. Наличие даже простенькой физики не портит игру, за исключением тех случаев, когда это приводит к вылету танка за пределы карты. Озвучку в игре не назовешь плохой. Все голоса актеров очень естественны даже в необычных ситуациях. Особенно порадовал постоянный диалог членов экипажа, пусть им и далеко до тех же клонов из Star Wars Republic Commando: то сигарету не поделят, то начнут вспоминать прошлое. К сожалению, уже через пару миссий все разговоры замолкают. Музыкальное сопровождение стандартное пафосно-военное, единственное его достоинство – с течением времени оно не надоедает, его просто перестаешь замечать.
Подводя итог, можно сказать, что игру бы точно вытянула умопомрачительная графика в связке тотальной разрушаемостью окружения, но, к сожалению, ничего подобного замечено не было, поэтому играть в First Battalion я вам не рекомендую – редкий игрок не удалит ее со своего жесткого диска уже через пару часов этого спорного наслаждения.
Графика: 5/10
Звук и музыка: 4/10
Игровой процесс: 3/10
Итого: 4/10