Почему-то среди хардкорных фэнов JRPG этот сериал слывет культовым, а кое-кто даже не стесняется величать его главной альтернативой гламурным блокбастерам Square. На деле в эпоху PS one с Final Fantasy могли потягаться разве что Xenogears и Lunar, а две 32-битных Wild Arms скромно вышагивали во втором эшелоне, где-то позади Suikoden и Persona. Схожая картина с PS2: как говорится, чем больше вещи меняются, тем неизменнее они в итоге остаются.
Игры Wild Arms обладают рядом характерных особенностей, позволяющих выделить серию на фоне других JRPG. Вездесущий фэнтезийный антураж здесь мутировал в натуральный вестерн: хотя магия и драконы никуда не делись, средневековые замки сменились на раскиданные в бескрайних прериях городишки, а тракты — на железные дороги. Рыцарские доспехи вышли из моды, уступив место ковбойским шляпам, пончо и потертым джинсам цвета «когда-то это был индиго». За пригоршню долларов искатели приключений очищают земли от скверны, за несколько долларов сверх того они готовы бросить вызов любому Темному Властелину, который на свою беду окажется поблизости.
ТУДА НЕ ХОДИ, СЮДА ХОДИ!
Следующая особенность — условное ветвление сценариев. Изобразив на экране группу абсолютно незнакомых персонажей, игра интересуется, за кого из них вы хотели бы сыграть. Беспокоиться не стоит, выбор влияет только на порядок последующих злоключений во имя добра во всем мире — сыграть придется за всех поочередно. Третья часть WA полностью соответствует канону: в самом начале повествования дорожки четверых героев пересекаются в вагоне состава, перевозящего некий таинственный и зело могучий артефакт, — а легенду каждого десперадо мы узнаем, кликнув на искомую фигурку, пронаблюдав многообещающую надпись «неделей раньше…» и продравшись через последующую миссию. Еще одно отличие Wild Arms от среднестатистической JRPG наших дней — отчетливый уклон в решение логических загадок, обычно связанных с окружающим рельефом и заставляющих вспомнить золотые деньки, когда 16-битная Zelda повелевала мирозданием.
МОКАСИНЫ МАНИТУ-САНА
В остальном WA3 до скучного традиционна: тут нашлось место для анимешных персонажей с дикими прическами, раздражающей системы «случайных» сражений, пропитанных банальными «философскими» идеями диалогов, дежурной обоймы магических спецэффектов, кучи секретов и заправски вращающихся вокруг своей оси при нажатии кнопок L1 и L2 тайловых трехмерных фонов с головоломками. Все хорошее, плохое и злое, что по законам жанра присутствует в средней руки JRPG — тут как тут. Как романы фэнтези строятся из нагромождения штампов вокруг какой-то оригинальной идеи, так и WA3 состоит из давно знакомых наработок, эксплуатирующих романтику американского фронтира. Однако самая суть игры не в выяснении судеб мира и разборках с пробудившимся злом, а в марш-бросках сквозь подземелья с попутным «выносом» легионов нечисти и поиском ключей к далеко не всегда простым головоломкам. Разбавляется все это победоносными демаршами в ближайший населенный пункт, где можно «пройтись по буфету», пополняя запасы лекарств и заново экипируясь. Сюжет не заставит вас сильно переживать, оплакивая безвременно почивших соратников или выкрикивать проклятия, возмущаясь человеконенавистническими планами злодеев, — начисто лишенная пафоса история течет ровно, плавно и очень спокойно.